Не так уж давно в анимации власть компании Walt Disney была совершенно безраздельной. Десятилетиями никто даже не пытался оспаривать монополию студии на выпуск мультипликационных шедевров и профессиональные награды высшей пробы. Но затем началась эпоха трехмерной анимации, и новые игроки на этом рынке почти доказали, что трон не столь уж крепок. С выходом на экраны фильма "Рататуй", созданного совместно со студией Pixar, Walt Disney вновь доказал свое абсолютное превосходство. В начале самое главное. "Рататуй" - это лучший анимационный фильм с момента выхода первого "Шрека", и лучшее, что выходило под брэндом Walt Disney за последние годы. А теперь по порядку.
Крыс Реми, как и положено всем представителям его вида, живет со своей семьей в перекрытиях дома эксцентричной старушки, которая с одинаковой легкостью обращается как с пультом от телевизора, так и с ружьем 12-го калибра. У Реми есть дар, который большинство его родичей, в частности отец, считают чрезвычайно полезным: он обладает уникальным нюхом, позволяющим ему определять все компоненты потребляемых крысами отбросов, а следовательно, обходить стороной отраву.
У Реми есть неистребимое и опасное желание отказаться от еды с помойки и насладиться всеми прелестями французской кухни. Более того, он мечтает сам создавать кулинарные шедевры, как его кумир - шеф-повар лучшего ресторана Парижа Огюст Гюсто. Однажды волею судьбы у него в лапах оказывается поваренная книга, написанная Гюсто. С этого момента приключения талантливого крыса и начинаются.
Визуальное оформление фильма безупречно. В свое время, рекламируя третьего "Шрека", представители компании DreamWorks неоднократно подчеркивали, что такого уровня текстур и проработки движений персонажей ранее не бывало. В этом смысле "Рататуй" не только не уступает своему маститому конкуренту, но даже превосходит его. Аниматорам Pixar удалось достичь поистине впечатляющего уровня детализации каждого элемента кадра, будь то кухонная утварь, фрагмент парижской канализации или усы Реми.
Кстати, что касается самих крыс, то еще на ранних стадиях производства режиссер картины Брэд Берд принял решение сменить все CGI-модели, так как, по его мнению, грызуны выглядели слишком по-человечески, и заставил своих подчиненных провести немало времени за изучением повадок крыс. Эта замена, наверняка, сказалась самым положительным образом, ибо в моменты активного действия на экране Реми и его сородичи поступают так, как и положено застигнутым врасплох крысам.
Создателям картины удалось отказаться от традиционной для диснеевских мультфильмов линейности повествования: резкие смены планов и неожиданные повороты сюжета "Рататуя" больше напоминают творения Джозефа Барберы и Уильяма Ханны. В то же время, главные комические элементы построены не на основе характерных для того же "Тома и Джерри" гэгах, и обладают присущим только продукции Walt Disney изяществом.
Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что в "Рататуе" нет и намека на порядком уже поднадоевшие в других полнометражных мультфильмах пародии на известные голливудские картины. Никаких "эффектов пуль", принцесс-каратисток, замедленных съемок и прочих прелестей, свидетельствующих, скорее, о бездарности сценаристов. "Рататуй" действительно смешон, и его юмор больше напоминает лучшие фильмы с участием Билла Мюррея, когда просто взгляд в камеру может вызвать больше смеха, чем картинное падение в лужу.
Отдельного упоминания заслуживает остающийся все время на заднем плане Париж. Несмотря на то, что аниматоры Pixar лишь в общих чертах показали основные достопримечательности этого города, нельзя не заметить с какой точностью ими передан сам дух Парижа, заключающийся отнюдь не в Эйфелевой башне, а в улочках, маленьких кафе и том самом хрусте французской булки. В этом смысле "Рататуй" - это даже более яркое признание в любви "Парижу" чем известный кинопроект "Paris, je t'aime", над которым трудились известнейшие режиссеры мира.
Ну и, безусловно, одним из главных действующих персонажей картины, помимо самого Реми, недотепы Лингвини, шеф-повара Живодэра и иссушенного вином "Монраше Гран Крю" 1965 года выпуска критика Антуана Эго, является... ЕДА! Обилие перечисляемых приправ, которые добавляются в обыкновенный суп, количество сыров, описание рецептов и то, с каким вкусом это подается на экране, вызывает независимо от степени сытости острейшее чувство голода и одновременно лютую ненависть к столь привычному во время других просмотров поп-корну.
Глядя, как на кухне булькает и шкворчит немыслимая снедь, а повара деловито добавляют несколько граммов итальянского шафрана, пару колечек лука-шалот и заправляют все это соусом "Beurre Blanc", с не испытываемым ранее чувством зависти понимаешь, сколь прав был Реми, утверждавший еще в рекламном ролике, что "в Париже легко найти лучшую еду в мире".
Что касается локализации картины для российского проката, то ее можно описать одним словом - безупречно. Причем, уровень перевода и озвучания заслуживает самой высокой оценки, и отнюдь не в сравнении с тем кошмаром, который зрители могли слышать во время просмотра почти всех полнометражных голливудских мультфильмов, а сопоставим с лучшими дубляжами советских времен. Вполне возможно и потому, что за кадром звучат голоса не модных в определенных кругах певцов и звезд телевизионного "мыла", а настоящих мэтров: Михаила Козакова, Дмитрия Назарова, Сергея Гармаша и других.
Все вышеперечисленные ингредиенты, превращают "Рататуй" в лучшее анимационное блюдо из поданных к зрительскому столу за последние годы. И хотя ему вряд ли удастся повторить кассовый успех "Шрека", он, несомненно, подтвердит статус компании Walt Disney и приобретенной ею за семь миллиардов долларов студии Pixar, как главных производителей мультипликационных шедевро
Источник